Методисты выделяют в качестве центральных моментов экологического образования три взаимосвязанные его части:
- знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе “природа – человек”;
- эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека. Здесь уместно вспомнить слова Сухомлинского, обращенные к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.”
;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Формирование названных качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.
Исследования учеников в области экологии сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, строить план исследования, требуют умения моделировать, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем и диаграмм.
В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения.
Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами. Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих научных обществ
.
Основными формами экологической работы, в которых реализуются исследовательская деятельность, являются: школьные экологические кружки, научно-исследовательские группы, экологические отряды, центры, экологические летние лагеря, школьные научные общества, научно-практические конференции и многое другое.
Можно выделить три основных вида исследовательской деятельности учащихся по экологии: 1) теоретические исследования; 2) прикладные, опытно-проблемные; 3) системные, комплексные исследования по единой программе школьного экологического мониторинга.
Теоретико-исследовательская работа направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входит эколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края.
Большинство прикладных, опытно-проблемных исследований проводится в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятельных исследований по прикладной региональной и проблемной тематике. Практика педагогической деятельности показывает, что наиболее приемлемыми и активно применяемыми видами исследовательской работы по экологии в базовых школах являются пока прикладные и опытно-проблемные исследования.
Третий вид исследовательской деятельности школьников будет подробно рассмотрен в п.2.
Исследовательская деятельность по экологии предполагает
наличие нескольких основных этапов:
Этап 1. Подготовительный. Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники.
Этап 2. Экспериментальный. В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик и других видов экологической деятельности учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.
Этап 3. Камеральный. Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаются коллекции и гербарии, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм и графиков.
Этап 4. Аналитический. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.
Этап 5. Отчетный. Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам: актуальность темы; цель и задачи исследования; литературный обзор; экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц и фотографий); выводы и предложения по работе; список литературы. Результаты исследования вносятся в экопаспорт школьного мониторинга. Заполненный экопаспорт микрорайона школы направляется в районную опорную по экологической работе школу, а оттуда – в региональный эколого-биологический центр школьников. На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы. Перейти на страницу: 1 2
Похожие записи:
Экология города Октябрьского ЭКОЛОГИЯ, наука об отношениях организмов с окружающей средой. Термин «экология» был предложен немецким зоологом Э.Геккелем в 1866, но широкое распространение получил только в на ...
Концепции устойчивого развития как выражение взаимоотношений общество- природа Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способно ...
Смог. Виды смога Смог (англ. smog, от smoke - дым и fog - туман), сильное загрязнение воздуха в больших городах и промышленных центрах. Смог бывает следующих типов: Влажный смог лондонского типа - с ...