Rabop.ru

Экологические проблемы

Цели и задачи школьного мониторинга.

В п.1. упоминались три вида исследовательской деятельности школьников. Одним из видов такой деятельности, включающим системные, комплексные иссле­дования, является школьный экологический мониторинг, который вводится в практику работы школ лишь в последние годы

.

Школьный экологический мониторинг – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологи­ческих знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием ок­ружающей среды своей местности.

Целями школьного экологического мониторинга являются:

- формирование экологических знаний и культуры подрастающего по­коления в ходе практической деятельности;

- обеспечение учета показателей экологического состоя­ния территорий на уровне биогеоценозов, в том числе параметров, не от­слеживаемых ведомственными сетями наблюдений

.

Более подробно (с учетом каждого этапа) данные цели можно определить так:

- начальное образование: формирование основных представле­ний о взаимосвязях человека с природой и ценностных установ­ках по отношению к явлениям и процессам биосферы;

- основная школа — становление экологической культуры, здорового образа жизни, приобретение навыков экологически це­лесообразной деятельности на основе понимания целостности че­ловека и его единства со всеми формами жизни на Земле; понимание системного строения природной среды и опасности по­тери биосферой жизнепригодных качеств;

- полная средняя школа: становление нравственной и экологи­ческой ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального, регио­нального и глобального уровней, предпосылок и путей их реше­ния, создания условий перехода к устойчивому развитию

.

Основные задачи мониторинга можно коротко сформулировать следующим образом:

- получение надежных, достоверных сведений об изменениях в состоянии окружающей среды и отдельных ее элементов путем систематических наблюдений по научной программе;

- организация взаимодействия челове­ка с природой на основе экоимператива;

- создание научной основы для принятия экологически целе­сообразных решений и их реализации;

- открытость экологической информации для всех людей и публичное обсуждение экологических проблем.

Естественно, от учащихся и

их наставников не требуется про­ведения всего объема наблюдений и измерений, которые предпи­сывает государственный экологический мониторинг. Матери­альная и приборная база школ для этого не приспособлена. Поэ­тому для систематического наблюдения экологических изменений школьникам предлагаются чаще не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которые позволяют замечать, сравнивать и фиксировать в ландшафте, флоре и фауне, естест­венных экосистемах и природно-антропогенных комплексах из­менения, вызываемые экологическими причинами.

Похожие записи:

Экологическое состояние Затверечья. Влияние затверецких предприятий на будущий элитный микрорайон Средняя общеобразовательная школа № 31 находится в северо-восточном, левобережном районе города Твери и отделена от остальной части города реками Волгой и Твердой. Подавляющее большинство де ...

Воздействие пестицидов на окружающую среду Питание - это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Обеднение земель в процессе эксплуатации человеком или естественных процессов было и остается весомой про ...

Компенсация потери экологического равновесия Природа дала человеку не только мощный мозг и крепкие мышцы, но и великолепное жилище — зелёную и тёплую планету, в недрах которой скрыты огромные богатства. С момента появления на Земле чел ...