В п.1. упоминались три вида исследовательской деятельности школьников. Одним из видов такой деятельности, включающим системные, комплексные исследования, является школьный экологический мониторинг, который вводится в практику работы школ лишь в последние годы
.
Школьный экологический мониторинг – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.
Целями школьного экологического мониторинга являются:
- формирование экологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практической деятельности;
- обеспечение учета показателей экологического состояния территорий на уровне биогеоценозов, в том числе параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений
.
Более подробно (с учетом каждого этапа) данные цели можно определить так:
- начальное образование: формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой и ценностных установках по отношению к явлениям и процессам биосферы;
- основная школа — становление экологической культуры, здорового образа жизни, приобретение навыков экологически целесообразной деятельности на основе понимания целостности человека и его единства со всеми формами жизни на Земле; понимание системного строения природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств;
- полная средняя школа: становление нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального, регионального и глобального уровней, предпосылок и путей их решения, создания условий перехода к устойчивому развитию
.
Основные задачи мониторинга можно коротко сформулировать следующим образом:
- получение надежных, достоверных сведений об изменениях в состоянии окружающей среды и отдельных ее элементов путем систематических наблюдений по научной программе;
- организация взаимодействия человека с природой на основе экоимператива;
- создание научной основы для принятия экологически целесообразных решений и их реализации;
- открытость экологической информации для всех людей и публичное обсуждение экологических проблем.
Естественно, от учащихся и
их наставников не требуется проведения всего объема наблюдений и измерений, которые предписывает государственный экологический мониторинг. Материальная и приборная база школ для этого не приспособлена. Поэтому для систематического наблюдения экологических изменений школьникам предлагаются чаще не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которые позволяют замечать, сравнивать и фиксировать в ландшафте, флоре и фауне, естественных экосистемах и природно-антропогенных комплексах изменения, вызываемые экологическими причинами.
Похожие записи:
Экологическое состояние Затверечья. Влияние затверецких предприятий на будущий элитный микрорайон Средняя общеобразовательная школа № 31 находится в северо-восточном, левобережном районе города Твери и отделена от остальной части города реками Волгой и Твердой. Подавляющее большинство де ...
Воздействие пестицидов на окружающую среду Питание - это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Обеднение земель в процессе эксплуатации человеком или естественных процессов было и остается весомой про ...
Компенсация потери экологического равновесия Природа дала человеку не только мощный мозг и крепкие мышцы, но и великолепное жилище — зелёную и тёплую планету, в недрах которой скрыты огромные богатства. С момента появления на Земле чел ...