В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Конвенция была подписана на саммите в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, и историю выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа. РКИК ООН родилась из столкновения нескольких факторов, связанных с экологической проблематикой конца 80-х годов. С одной стороны, резко возрос уровень обеспокоенности политиков и общественности вопросом изменений климата, а с другой, ООН уже не первый год раздирало противостояние стран Севера и стран Юга. Пропасть, которую предстояло преодолеть в процессе переговоров, была огромной. Многих уже не надо было убеждать в серьезности проблемы и необходимости ее срочного решения. Эти участники переговоров стремились к принятию соглашения, которое содержало бы строгие обязательства по ограничению эмиссии веществ, способствующих возникновению парникового эффекта. Конвенция разрабатывалась на протяжении пятнадцати месяцев. В этом документе излагались основные принципы, установления, процедуры и изначальные обязательства договорившихся сторон. В ходе дальнейших переговоров именно это соглашение и было принято как Рамочная конвенция ООН по изменениям климата.
Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне: “Главной задачей этой Конвенции . является . достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…”
Преамбула и сами принципы Конвенции являются набором признанных всеми сторонами фактов и руководящих принципов, охватывающих широкий спектр вопросов: научную основу проблемы; лидирующую роль промышленно развитых стран в производстве эмиссии в прошлом; принцип, согласно которому ответные действия “должны отражать экологические особенности и особенности развития стран”; “принцип суверенности государств в процессе международного сотрудничества”; необходимость постоянных исследований и осуществления мер, “постоянно переоцениваемых в свете каждого нового открытия”; идею о том, что “различные действия могут быть оправданы экономически и помогать решению других проблем окружающей среды”. Значительным аспектом этого Соглашения было то, что оно обязало страны-участницы постоянно предоставлять друг другу подробную информацию о программах и перспективах борьбы с выбросами в атмосферу, которая позволяла бы оценить эффективность их усилий. Несколько подпунктов статьи 4 посвящены финансовой стороне помощи развивающимся странам, которую должны оказывать страны, перечисленные в приложении II, то есть, в основном, страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Цель этой помощи состоит в том, чтобы не оставить развивающиеся страны один на один с обязательствами, взятыми ими на себя в соответствии с Конвенцией, и в первую очередь она должна быть оказана государствам, которым особенно угрожают изменения климата. Эти подпункты предусматривают помощь по переводу старых технологий на экологически безопасные принципы или по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и “ноу-хау”.
Последующие статьи определяют организационный механизм функционирования Конвенции и финансовые механизмы.
Таким образом, РКИК сформировала определенное пространство в сфере международного права, установила принципы, с которыми по большей части готовы были согласиться все подписавшие ее стороны. В ней заявляется, что проблема изменений климата достаточно серьезна, а странам Третьего мира даны заверения, что ответственность за решение этой проблемы в данное время лежит прежде всего на промышленно развитых государствах. Конвенция недвусмысленно формулирует принципиальный подход к решению проблемы: постепенный, основанный на постоянном уточнении информации, усиленно подчеркивающий необходимость распространять информацию и подвергать переоценке обязательства сторон.
Одним из первых, кто ратифицировал Конвенцию, стало правительство США, вскоре за ним последовали и многие другие. К декабрю 1990 года РКИК ООН была ратифицирована в общей сложности в 50 странах, что стало достаточным для ее вступления в силу. Это и произошло спустя три месяца в соответствии с законом. Такой срок можно назвать достаточно коротким для международного соглашения подобного масштаба. Уже после вступления Конвенции в силу ее одна за другой ратифицировали и многие другие страны: ко времени переговоров в Киото
их было уже 167, не считая ЕС. Российская Федерация ратифицировала РКИК в ноябре 1994 г. Перейти на страницу: 1 2
Похожие записи:
Экология района Братеево Экологические проблемы городов, главным образам наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предпр ...
Роль озеленения Для всех развитых стран мира экологическая ситуация, складывающаяся в городах, а особенно в столицах, является предметом особого внимания официальных властей всех уровней, политических па ...
Кислотные дожди «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Жан Батист Ламарк Этот рефер ...