Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании
.
Данная дипломная работа посвящена школьному экологическому мониторингу парков. От латинского monitor — предостерегающий, наблюдающий — происходит английский термин мониторинг , означающий наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Более конкретная формулировка определения мониторинга предложена академиком РАН Ю.А. Израэлем в 1974 г., в соответствии, с которой под мониторингом состояния природной среды, и в первую очередь загрязнения и эффектов, вызываемых в биосфере, подразумевают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.
Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей природной среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества
.
Исследовательская деятельность школьников, их непосредственное общение с природой, – пожалуй, самый надежный путь обретения экологического сознания и экологических знаний. Именно поэтому столь важна роль школьного экомониторинга – той области воспитательной и образовательной деятельности, которой и посвящена дипломная работа.
Помимо анализа системы, целей и задач школьного мониторинга, в дипломная работе рассматриваются ряд конкретных его методов, например – оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки (п. 3.1), лихеноиндикация (п. 3.2.), и др.
Конкретной темой данной работы выбран мониторинг парков.
Цель работы учебно-познавательная: изучить закономерности и изменения, происходящие в городском парке “Орленок”.
Задачами в работе были:
1. Разработать систему школьного экологического мониторинга парков.
2. Выявить интенсивность движения автотранспорта вблизи парка “Орленок”.
3. Определить уровень загрязнений атмосферного воздуха с помощью лишайников в парке “Орленок”.
4. Получить достоверные данные эстетической и санитарно-гигиенической оценки древостоя в парке “Орленок”.
Среда обитания современного человека – это искусственно-естественная среда. Ее формируют как биологические, так и социальные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены. Одна из важнейших функций, которую призваны выполнять парки – оптимизация состояния городской среды, обеспечение возможно более высокого уровня экологического комфорта. Основной сущностной характеристикой парка является синтез его биологической и социальной составляющих.
Наличие парка значительно повышает качественные характеристики среды обитания человека. Это происходит в силу того, что парк способствует удовлетворению экологических потребностей. Условно эти потребности можно разделить на две основные группы: биоэкологические и социоэкологические. В этой связи прослеживаются два аспекта в деятельности парка: биоэкологический и социоэкологический. При рассмотрении биоэкологического аспекта необходимо учитывать потребности физического существования человека. Обширные массивы зелени выполняют важную санитарно-оздоровительную функцию, являются резервуарами и поставщиками чистого воздуха, аккумулируют вредные вещества, регулируют почвенные и гидрологические процессы. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек
. Фитонциды, выделяемые растениями, убивают болезнетворные бактерии или задерживают их развитие. Не следует забывать и о том, что парки защищают нас от пыли и городского шума, который, судя по некоторым исследованиям, вызывает нарушения функций человеческого организма идентичные по характеру нарушениям при действии некоторых ядовитых препаратов
.
В крупных городах лишь на территории парков сохраняются относительно обширные не асфальтированные площади, а повсеместное асфальтирование и нарушение микрорельефа ведет к ухудшению геоморфологической ситуации города. Даже при значительном изменении чисто природных характеристик городской парк в условиях урбанизированной ландшафта является своеобразным “заповедником”.
Отношение человека к природе – социальная проблема. Она может быть включена в социоэкологическую часть парковая деятельность. Формирование рационального природопользования и есть задача парка в области собственно экологического воспитания, повышения уровня экологической культуры. Экологическая культура как неотъемлемая часть мировоззрения, должна определять уровень деятельности парка.
Социологический аспект парковой деятельности многообразен, это объясняется многофункциональностью парка.
Один из методологических подходов к организации работы парков состоит в единстве био- и социологических аспектов. Этот подход, является основным при рассмотрении парка в контексте экологических проблем. И здесь может быть выделен из принципов организации работы парка: все мероприятии, проводимые в нем, должны быть связаны в той или иной мере с его природной основой.
В динамике функций парковой деятельности в настоящее время явно наметился процесс "экологизации“ всех направлений, в то же время в содержательном отношении усиливается тенденция дифференциации парков, что привело к широкому распространению их тематических типов. Следовательно, возникла необходимость организации парков, имеющих преимущественно экологическую ориентацию (национальные парки, лесопарки и др., т.е. в которых биоэкологический аспект преобладает). Эти парки, конечно, не должны иметь на своей территории громоздких аттракционных комплексов. Отсюда возникает проблема их нерентабельности, особенно обострившаяся ориентация на самоокупаемости парка. Но ведь нельзя повсеместно ориентироваться на сиюминутную выгоду. Подобные парки, безусловно, окупят себя, но эта окупаемость имеет морально-этическую окраску: организация полноценного отдыха, оздоровительные, воспитательные мероприятия.
Комплексный тип парка, наиболее распространен на сегодняшний день, в равной степени должен включать социо- и биоэкологический аспекты деятельности. Но в этих парках целесообразно создавать экологические мини-парки. Они могут быть включены в зоны тихого отдыха, которые должны быть в парках любого типа. На восприятие человеком окружающего пространства будет влиять и направленность внимания. Пейзаж может восприниматься как картина, как фон-декорация для какого-либо действия (праздничного гуляния, спортивного состязания или детских игр). Причем в последнем случае один и тот пейзаж будет по-разному восприниматься участниками действия (например, теми, кто развлекается на аттракционах, и наблюдает со стороны).
Важнейшая задача сегодняшнего дня – формирование экологической культуры, которая предполагает наличие у человека определенных знаний, а также его практических действий согласующихся с требованием бережного отношения к природе.
В этом случае парк выступает, прежде всего, визуальным представителем природы в городе, где использование и эксплуатация природы должны ограничиваться преимущественно ее визуальным потреблением. Проведение мероприятий экологической направленности, которые являются, как правило, массовыми и имеют обычно эпизодический характер, но, тем не менее, способствуют повышению экологической культуры населения. В сфере экологической воспитания – организация систематических занятий с целью получения конкретных экологических знаний. В парках рекомендуется создавать различные кружки.
Основным методом проводимых мною исследований является биоиндикационный метод, который имеет ряд преимуществ в сравнении дистанционным и физико-химическим методом. Отлаженная система оценки качества среды обитания на основе данных химико-аналитического контроля, который проводится в настоящее время во многих регионах России не всегда эффективна. При использовании такого подхода, необходимо определить содержание многочисленных компонентов загрязняющих веществ в разных природных средах, затем сравнить их концентрации с предельно допустимыми и на этой основе сделать вывод об "опасности" или "безопасности" для биоты и человека комплексного воздействия всех этих факторов. Оказывается, на каждом из указанных этапов ожидают проблемы и трудности, непреодолимые с позиций химико-аналитического контроля. Первая проблема состоит в том, что химический анализ позволяет установить концентрации относительно небольшого числа потенциально опасных и уже известных токсичных и мутагенных веществ. Где гарантия, что именно тот компонент, концентрация которого не определена, не оказывает негативное влияние на биологические системы? Вопрос о стоимости самой процедуры химического анализа, для осуществления которой, как минимум, требуется развитая приборная база и подготовка квалифицированных специалистов.
Даже если возможно узнать исключительно много о химическом составе анализируемых субстратов, возникнет необходимость нормирования содержания поллютантов. И эта последняя проблема является наиболее сложной. В Российской Федерации установлены ПДК примерно для 1400 веществ в воде, более чем для 300 веществ в воздухе и 100 в почвах
, т. е. для относительно небольшой части мутагенов, поступающих в окружающую среду. В разных странах для одних и тех же токсикантов значения ПДК существенно различаются
. Но это еще не главный “недостаток” химико-аналитического контроля, ограничивающий его применение для оценки качества среды обитания.
В реальной ситуации на животные и растительные организмы оказывает влияние комплекс химических, физических и биологических факторов, совместное действие которых в зависимости от природы, интенсивности и порядка воздействия агентов обусловливает принципиально разные типы ответной реакции клетки организма
. Поэтому результирующий отклик биологической системы на комбинированное сочетанное воздействие нельзя предвидеть исходя только из информации об эффектах раздельного действия агентов. В связи с этим, существующий принцип нормирования поллютантов, основанный на их предельно допустимых концентрациях, приводит или к недооценке, или к переоценке возможных последствий повышения техногенной нагрузки на популяции животных и растений и может быть правильным только в случае аддитивного взаимодействия факторов.
- Роль и место исследовательских работ со школьниками.
- Цели и задачи школьного мониторинга.
- Организационная форма школьного экологического мониторинга
- Методы и виды мониторинга
- Школьный экологический мониторинг детского парка “Орленок”.
Похожие записи:
Виды и особенности антропогенных воздействий на природу Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в ...
Пути решения экологических проблем глазами психолога Важнейшей особенностью нашего времени становится все большее усложнение взаимодействия общества и природы. Причем в системе их связей, обеспечивающих жизнедеятельность людей, возникает цел ...
Экология Туймазинского района Республики Башкортостан На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилило ...