как новый вид адаптации с негенетическим способом наследования, представляющий собой способность пластично перестраивать структуру и поведение применительно к меняющимся условиям среды. Эволюционная устойчивость популяций повышалась за счет общепопуляционного свойства – способности передавать потомкам навыки создания культуры.
Все этические учения до 20 столетия исходили из предпосылок, что при всей активности человека природа, её системы остаются неизменными. Европейская этика была антропоцентрична. Этический императив замыкался на настоящем, не распространялся на будущее.
Христианство освободило человека от религиозно обусловленной боязни природы и дало ему основание думать, что природа отдана в его распоряжение богом. Природные вещи должны были подчиняться человеку, а человек богу. Ход эволюции западной церкви – подчинить тленное нетленному и поставить тленное на службу нетленному. «Обладание» и «господство» - были ведущими типами отношения человека к природе в период формирования капиталистических отношений.
Восточная церковь пошла по другому пути. Идея обожения составляла зерно религии Востока. Обожение – путь встречи с богом. Бог – есть бытие. Сила бытия, исходящая от Бога, дает бытие миру сущему. Обожить – преобразить на божественных началах тленное в нетленное, поднять тленное до нетленного.
В России во второй половине 19 века возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом.
«Космисты» считали, что противостоять наступающему технократическому средневековью, угрожающему здоровью планеты, можно лишь путем духовно-нравственного возрождения человека, который осознает себя частью Вселенной. Это течение, которое в философии было представлено целым рядом блестящих умов, таких как И. Киреевский, В. Соловьев, Н. Федоров, П. Флоренский, Н. Лосский, а в литературе – Л. Толстым, Ф. Достоевским и многими другими не было школой в ее научном понимании. Это было именно умонастроение широких кругов русской демократической интеллигенции. Вот ее основные черты: Человек – составная часть природы; Человека и природу не следует противопоставлять друг другу, а рассматривать их надо в единстве; Человек и все, что его окружает, - это частицы единого, Вселенной. Поэтому не случайно, что к течению русского космизма были близки многие естествоиспытатели и ученые ( К. Циолковский, Д. Менделеев, И. Сеченов и др.)
При всей пестроте этого течения мысли именно в его рамках зародилось понимание неизбежности противоречий между Разумом и Природой, Человеком и окружающей средой. И вместе с ним пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей его разрешения и того, что эти противоречия могут однажды привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования нравственного начала
, создания некоего нового мирового правопорядка.
Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека и их взаимообусловленности, мир неживой материи и живого вещества и мир Человека и общества, им созданного, в 19 веке ещё не были взаимосвязанными в сознании ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах жили ещё долгое время самостоятельной жизнью. Чтобы воспроизвести единую цельную картину мира, необходимо было связующее звено. Им оказалось учение о ноосфере,
которое начало формироваться В.И. Вернадским в начале 20 столетия. Занятия геохимией и изучение эволюции земной коры привели его к проблемам изучения роли живого вещества
в эволюции земной оболочки и биосферы. Он был одним из первых, кто понял, что весь лик Земли, её ландшафты, химизм океана, структура атмосферы – всё это порождение жизни. К 1900 году В.И. Вернадским был подытожен многолетний опыт исследований. В результате возникла новая научная дисциплина – биогеохимия
.
Создание биогеохимии поставило вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. Процитирую В. И. Вернадского:
«… так как среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, то вхождение в неё, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу»
Ноосфера означает не что иное, как сферу мысли,
регулирующей жизнь планеты, населенной человеком разумным. В.И. Вернадский не раз писал о том, что согласованное с природой развитие общества, ответственность и за природу и за ее будущее потребуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие.
Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, бытии нежели о самих себе. Теперь возникает необходимость рассмотрения взаимодействия человека, природы и общества в комплексе, как в гносеологическом, так и в прагматическом плане. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Похожие записи:
Экологические проблемы современности Экологическая проблема - это любые явления, связанные с заметным воздействием человека на природу, обратным влиянием природы на человека и экономику. Во второй половине XX ...
Экологические проблемы современности и пути их решения Антропогенный период является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспо ...
Проблема озона На сегодняшний день проблема озона беспокоит очень многих, о ней наслышаны даже те, кто раньше и не знал о существовании озонового слоя в атмосфере, а помнил о нём только из школьного курса ...