Rabop.ru

Экологические проблемы

Проблемы экологии сельскохозяйственного производства

В основу концепции устойчивого развития положена идея динамично сбалансированного развития триады экономики, природы и общества.

Генеральные направления перехода к модели устойчивого развития: укрепление демографической системы, решение социально-экономических задач, восстановление и сохранение качества окружающей природной среды, научное обеспечение, экологическое образование и просвещение

.

Академик Моисеев Н.Н. полагал, что одним из новых фундаментальных направлений общественных наук должно стать изучение возможных рациональных форм организации общества

. Жизнью, самой судьбой человечества, перед наукой ставится беспрецедентная задача – описать те требования, которым необходимо должны удовлетворять организация человеческих сообществ и мировая организация в целом, способные обеспечить это гармоническое развитие.

Для современного мира характерна своеобразная форма эксплуатации – экологическая. Слабо развитые страны вынуждены расплачиваться за экономическую помощь и природными ресурсами, и рабочей силой, и здоровьем граждан – вследствие создания на их территориях экологически вредных производств.

Экологизация технологий, экономия энергетических и других ресурсов, утилизация отходов, экологическое образование – подобные меры позволяют технически развитым государствам смягчить экологическую ситуацию. Но радикально оздоровить её, преодолеть всеобщий экологический кризис современной технической цивилизации таким путем вряд ли удастся.

При всем разнообразии современных политических систем, социально-экономических структур они сохраняют, пожалуй, единство в главном: остаются обществами потребления

, истощающими и загрязняющими область жизни, биосферу и формирующими техногенного человека. Техника творит природу и человека по своему образу и подобию. Механическая система техники призвана подчинить и все интенсивнее эксплуатировать окружающую среду, а ресурсы биосферы, как известно, вполне ограниченны, тогда как мощь и возможности техники растут практически безгранично. Следовательно, современная техническая цивилизация отличается от предыдущих лишь тем, что имеет уникальные возможности разрушить биосферу: либо за считанные минуты ( атомная война ), либо за несколько десятилетий (продолжение экономической экспансии).

Ученые – оптимисты и энтузиасты – научились производить подсчеты, подтверждающие их мнение, не обращая внимания на реальность. А следовало бы с полной откровенностью признать: мы до сих пор не знаем, как можно удовлетворить растущие материальные потребности растущей массы людей на Земле, не разрушая и не загрязняя биосферу.

Сложившиеся ранее образ, стиль мышления нуждаются в критическом осмыслении и с позиции общечеловеческого опыта взаимодействия людей с природой. Ведь от способа мышления, в частности его экологизации, в конце концов будет зависеть не только судьба общества, но и возможность каждому из нас называться человеком разумным. Ибо прежде, чем переиначивать, улучшать существующий мир, надо суметь построить объективно-истинный образ реальности, чтобы потом не «грешить» против объективных закономерностей и тенденций её собственного развития.

Надвигающийся экологический кризис ставит под вопрос существование самой жизни на Земле. Человечество ищет пути выхода из этой ситуации, т.е. дороги к экологической безопасности. К таковым можно отнести, например, перестройку мышления (его экологизацию), оптимизацию социоприродных процессов (последствий влияния на окружающую развития науки, техники и производства), конструктивный поиск принципов и средств управления взаимодействием социально-экономических и экологических систем.

Дело философии - задавать любые вопросы и обнаруживать любые направления ответов на них, даже если дает их не она сама. Возможен ли экологический базис для развития экономики? Необходима ли консервация почв, лесов и других ресурсов для обеспечения ими будущих поколений? Как понимать ценность природных целостностей? Почему же люди с таким упорством действуют во вред себе? Может быть, уничтожение природы – неизбежное следствие развития цивилизации?

С тех пор как человек научился удивляться, его не могли не поражать целесообразность устройства живых организмов. Протагор считал её даром Эпометея ( брата Прометея), взявшего на себя заботу о том, чтобы ни один вид не вымер. Таким образом, целесообразность живого вела к мысли о всеобщей целесообразности, трактуемой как божественный промысел или как некое изначальное свойство.

Глубокую экологию можно назвать натурфилософией наших дней. Конечно, созерцания и размышления недостаточно для развития науки, но все же общие проблемы естествознания сегодня стоят перед нами точно в том виде, в том месте, в каком оставили их натурфилософы прошлого. Наука, став производительной силой, мощным инструментом технического прогресса, доминирует в материальной жизни, тогда как духовное начало отдано на произвол религиозным и парарелигиозным учениям. Так все более усугубляется разрыв между телом и духом, дисгармония, грозящая человечеству пагубными последствиями. Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие записи:

Окружающая среда обитания человека и глобальные экологические проблемы человечества Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! ...

Экологические проблемы современности и пути их решения Антропогенный период является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспо ...

Роль государства в природоохранной стратегии Экологическая ситуация в Российской Федерации может быть стабилизирована и улучшена только путём коренного изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования но ...